О суде Арбитражный процесс Арбитражная практика Информация Картотека дел Банк решений
Доклад В.И. Коротенко на итоговом заседании Совета председателей УрФО

Доклад

председателя Арбитражного суда Челябинской области

В.И. Коротенко

на заседании Совета председателей судов

Уральского федерального округа

 

16.05.2007                                                                                                                                          г. Екатеринбург

 

1. Об итогах реализации в Уральском федеральном округе

мероприятий Федеральной целевой программы

«Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы

 

Федеральной программой «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы (далее по тексту Программа) были установлены цели и определены задачи, направленные на реализацию судебной реформы, повышение эффективности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации.

Главной целью Программы намечалось развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления судебной системой независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, вытекающих из международных договоров РФ.

Основными задачами Программы были названы:

1. Усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы;

2. Кадровое обеспечение судебной системы;

3. Развитие материально-технического обеспечения судебной системы;

4. Информационное обеспечение судебной системы;

5. Укрепление научного потенциала судебной власти, создание профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

Подводя итоги по решению Программных задач в 2002-2006 годах, в рамках арбитражной судебной системы на примере Арбитражного суда Челябинской области хочу отметить следующее:

 

1.1. Усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости

и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы.

В целях обеспечения эффективной деятельности судебной системы как независимой и самостоятельной ветви государственной власти в период 2002- 2006 годы на законодательном уровне были принят ряд нормативных актов:

- новые редакции Федеральных Конституционных законов «О Судебной системе Российской Федерации" и «Об Арбитражных судах в Российской Федерации».

В 2005 году начато формирование апелляционных арбитражных судов, как самостоятельных судов в системе арбитражных судов. 01.11.2006 начал работу Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд;

- «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006);

- новая редакция Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»;

- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.07.2006);

- новая редакция Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

- новая редакция Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 05.04.2005, с изм. от 02.02.2006) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

- новая редакция Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.04.2005) «О статусе судей в Российской Федерации»;

- новая редакция Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. от 31.12.2005 № 199-ФЗ);

- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей гражданской службы»;

- Указ Президента РФ от 23.01.2002 № 81, 23.09.2003 № 1116, 22.01.2005 № 60, 26.07.2005 № 881, 01.07.2006 № 795 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации», Всего: 5 Указов;

- Указ Президента РФ от 26.07.2005 № 880 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в аппаратах Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ» и Указ Президента РФ от 30.12.2006 № 1490 «О повышении должностных окладов федеральных служащих»;

- Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 (ред. от 17.04.2006) «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям».

Не все перечисленные нормативные акты направлены только на укрепление социального статуса судей и работников аппаратов судов, повышению престижности работы в судебной системе.

Так, например, в Программе в том числе была обозначена проблема по обеспечению жильем судей. В разделе «Развитие материально-технического обеспечения судебной системы» было указано на то, что существующая система финансирования строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов неэффективна, и что каждый пятый судья арбитражных судов нуждается в обеспечении либо улучшении жилищных условий.

Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предлагалось перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям (а работникам аппаратов судов?), нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья.

Сколько нуждающихся в обеспечении либо улучшении жилищных условий работников аппаратов судов в программе не указано, возможно, и по той простой причине, что текучесть кадров очень велика, в связи с чем произвести расчеты представляется затруднительным.

Однако, предложение Программы о переходе на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных суд на строительство (приобретение) жилья за прошедший период не нашло реализации.

 

1.2. Кадровое обеспечение арбитражной судебной системы.

С 01 августа 2006 года вступил в силу Указ Президента от 31.12.2005 №1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», согласно которому утверждено новое штатное расписание Арбитражного суда Челябинской области, в котором наименование штатных должностей максимально приведено в соответствие Реестру. Ряд штатных должностей было сокращено, введены абсолютно новые должности такие как: помощник председателя суда, помощник первого заместителя председателя суда и помощник заместителя председателя суда, ведущий специалист 3 разряда, старший специалист 1, 2 и 3 разряда, специалист 1, 2 и 3 разряда.

В течение 2006 года количество штатных должностей, как государственной службы, так и обслуживающего персонала, увеличилось в общем объёме на 27 единиц, из них:

- на 21 штатную должность – секретарей судебного заседания;

- на 1 штатную должность – помощник судьи;

- на 3 штатные должности – рабочих по обслуживанию здания;

- на 2 штатные должности – уборщиков служебных помещений.

В настоящее время количество штатных единиц в Арбитражном суде Челябинской области составляет 274 из них:

Судья – 67, в том числе 1 судья, исполняющий обязанности (30 вакансий), фактически отправляют правосудие 37 судей;

Помощник первого заместителя председателя -1

Помощник заместителя председателя – 3;

Помощник судьи – 59;

Секретарь судебного заседания – 52;

Специалист – 24;

Инспектор – 2 (машинистки).

Отделы, не осуществляющие правосудие:

Архив: 2 инспектора;

Отдел материального обеспечения: 1 – начальник отдела, 2 - специалиста, 1 – инспектор, всего: 4;

Финансовый отдел (бухгалтерия): 1- начальник отдела, 4- специалиста, 1 – кассир, всего: 6;

Делопроизводство и канцелярия, а также справочная служба:

1 – начальник отдела, 6 – специалистов, 5 – инспекторов, всего: 12;

Отдел информатизации и множительной техники: 1- начальник отдела, 5 специалистов, всего: 6;

Отдел кадров и государственной службы, и руководитель секретной части: 1 – начальник отдела, 2 – специалиста, 2 – инспектора, всего: 5;

Обобщение судебной практики и анализа статистики: 1 – начальник отдела, 1 – помощник председателя суда, 1 помощник заместителя председателя, 3 – помощника судьи, 1 специалист, всего: 7;

Группа учета исполнительных листов: 2 специалиста;

Секретариат: 1- руководитель секретариата, 2- специалиста, всего: 3.

Обслуживающий персонал (водители, уборщики служебных помещений, рабочие по обслуживанию здания) – 25.

 

В связи с назначением на должность судьи в 2006-2007 годах в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд 15 судей и одного судьи в Федеральный арбитражный суд Уральского округа и уходом в отставку в 2006-2007 годах 12 арбитражных судей и трех заместителей председателя в Арбитражном суде Челябинской области в настоящее время вакантны 30 штатных единиц на должность судьи, на 23 рекомендованы кандидаты на замещение должности судьи. Считаю, что это действительно большая проблема, поскольку с момента образования вакансии на должность судьи 2-3 месяца необходимо на проведение конкурса и в среднем от 12 до 18 месяцев до подписания Президентом РФ Указа о назначении кандидата на должность судьи. Таким образом, с момента образования вакансии до ее замещения уходит в среднем 2 года.

Для решения данной проблемы необходимо пересмотреть фактические сроки прохождения документов кандидата на должность судьи с даты их направления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и до подписания Президентом Российской Федерации Указа о назначении такого кандидата судьей, что, безусловно, повысит эффективность и качество работы судебной системы.

Для повышения эффективности работы судебной системы необходимо рассмотреть вопрос о назначении рекомендованного квалификационной комиссией кандидата на замещение вакантной должности судьи - исполняющим обязанности судьи до подписания Президентом РФ Указа о назначении его судьей. Например, в органах внутренних дел институт исполнения обязанностей следователя существует, при этом следователь также является самостоятельной процессуальной фигурой, за исключением того, что он не назначается Указом Президента РФ.

 

Нагрузка на судью продолжает оставаться высокой. Норматив нагрузки на одного судью в месяц до настоящего времени не определен.

В целях усовершенствования работы арбитражных судов и определения научно-обоснованных норм нагрузки судей арбитражных судов по поручению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» разработана Инструкция по сбору исходных данных для установления норм времени на работы, выполняемые судьями и работниками аппаратов арбитражных судов. В 2006 году по данной инструкции в арбитражном суде было проведено исследование. Результаты показали, что при существующей нагрузке в Арбитражном суде Челябинской области проектируемая нормативная численность судей должна составлять 470 человек. Напомню, что сейчас в суде фактически отправляют правосудие 37 судей. Результаты проведенного исследования были направлены в НИИ труда и социального страхования для обработки. До настоящего времени научно-обоснованный ответ по нагрузке на судей не получен.

 

Арбитражный суд Челябинской области рассмотрел:

в 2006 году - 35 728 дел, (ушли «корзинные» дела, однако сложных дел стало больше)

в 2005 – 58 002 дела,

в 2004 – 31 778 дел,

в 2003 – 20 348 дел

в 2002 – 18 171 дело.

Средняя нагрузка на судью по суду составила:

в 2006 году - 94 дела в месяц,

в 2005 - 104 дела в месяц,

в 2004 – 60 дел в месяц,

в 2003 – 43 дела в месяц,

в 2002 – 39 дел в месяц.

Большая нагрузка судьи это один из факторов, который, прежде всего, влияет на законное и обоснованное принятие решения, а это, как известно, является основной задачей арбитражного правосудия.

 

В 2005 году в Арбитражном суде Челябинской области в соответствии с Программой введена должность руководителя аппарата-администратора суда. Считаю, что институт руководителя аппарата-администратора суда в целом имеет положительный результат. По своим должностным обязанностям и выполняемым задачам должность руководителя аппарата-администратора суда фактически соответствует должности заместителя председателя суда. Однако, заработная плата руководителя аппарата-администратора суда исчисляется исходя из заработной платы государственного служащего и по размеру не на много  больше заработной платы начальника отдела и составляет в среднем 22 000 рублей в месяц, что влияет на подбор соответствующей кандидатуры на данную должность.

 

Введенная в 2001-2002 годах должность помощника судьи, позволила значительно облегчить работу судье, т.к. в его должностные обязанности входит изучение поступивших судье исковых заявлений, внесения предложений по приему их к производству или об оставлении их без движения (или их возвращении), с учетом положений о подведомственности (подсудности); подготовка дела к судебному разбирательству; участие в проведении предварительного судебного заседания; подбор законов и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, других материалов, необходимых для правильного рассмотрения дела; подготовка заключений по сложным и спорным вопросам применения норм материального права.

Кроме того, должность помощника судьи с самого начала планировалась, в том числе и как первый резерв на замещение вакантной должности арбитражного судьи при его соответствующей подготовке.

Исходя из кадровой политики, проводимой Арбитражным судом Челябинской области, кандидатам на вакантную должность арбитражного судьи предлагается, в целях помощи в его формировании как судьи, поступить на работу в арбитражный суд на должность помощника судьи, с последующим прикреплением к судье-наставнику.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года № 763 федеральным государственным гражданским служащим, в том числе и помощникам судей, были повышены должностные оклады. Это помогло в решении проблемы нехватки квалифицированных помощников. Должностной оклад помощника судьи на декабрь 2006 года составлял – 2 800 руб. (средняя заработная плата – 8 000 - 9 400 руб.), по сравнению с 2002 годом - 2 160 руб. (средняя заработная плата – 5 500 – 6 500 руб.).

Отбор кандидатов, претендующих на должности государственных гражданских служащих, проводится на конкурсной основе. Сейчас в разработке находится методика для конкурсного отбора претендентов на должности государственных гражданских служащих (на основе тестирования).  Значительные трудозатраты судей и коллектива суда, направленных на формирование помощника судьи, позволяют обеспечить в дальнейшем гарантию, что он останется в судебной системе, а в конечном итоге станет судьей.

В связи с этим большое внимание  в суде уделяется качественной подготовке кандидатов на должности судей. Поскольку в вузах касаются специфики судейской работы только в рамках общего теоретического курса, эта проблема действительно актуальна.

Поэтому в целях оказания помощи молодым судьям и кандидатам на должности судей в профессиональной подготовке и приобретении навыков судейской работы в июле 2006 года  при арбитражном суде организован институт наставничества: утверждены судьи-наставники, к ним прикреплены определенные кандидаты, разработано и утверждено соответствующее положение.

Одной из задач наставничества является адаптация к работе суда. Поэтому все кандидаты сейчас работают в должности помощников. Это ускоряет процесс профессионального становления и развивает способности в будущем самостоятельно качественно осуществлять правосудие. Также  институт наставничества  прививает стажерам интерес к судебной деятельности, помогает  усвоить лучшие традиции коллектива, воспитывает уважение к правам и достоинству человека и гражданина, прививает необходимые судье качества – добросовестность, дисциплинированность, законопослушность, сознательное и творческое выполнение своих обязанностей.

В соответствии с индивидуальным планом по наставничеству судья-наставник проводит со стажером целый комплекс мероприятий. В него входят   беседы о требованиях законодательства, определяющих права и обязанности судьи. Наставник оказывает индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическим приемам и способам качественного выполнения задач, совместно со стажером выявляет и устраняет допущенные ошибки. Это могут быть рекомендации по организации работы на тех или иных стадиях процесса, правила ведения журнала назначенных к слушанию дел, и другие нюансы, позволяющие максимально продуктивно использовать рабочее время.

Кандидаты на должности судей активно работаю с делами: изучают, готовят определения в разных стадиях рассмотрения, принимают участие в предварительных и судебных заседаниях, обсуждают с судьей свою позицию по делу, готовят проекты судебных актов, в том числе и решений, анализируют ошибки. Каждую неделю стажеры составляют отчет по итогам своей работы.

Помимо комплексных мероприятий проводятся учебные судебные процессы, в которых принимают участие кандидаты на должности судей, взяв на себя какую либо роль – судьи, представителя истца, представителя ответчика, слушателя и др. В игровой форме рассматриваются реальные дела, разыгрываются ситуации, которые могут возникнуть в ходе судебного процесса.  После чего стажеры вместе с судьями анализируют проделанную работу.

В рамках работы института наставничества в марте этого года был проведен круглый стол с кандидатами на должности судей на тему «Организация судебного процесса».  Были освещены все стадии судебного процесса, затронуты вопросы судейской этики, рассмотрены неожиданные ситуации, которые могут возникнуть в ходе судебного слушания. Особое внимание было обращено на организацию работы судьи.

Выполнение подобных мероприятий в рамках работы института наставничества позволяет повысить не только качество отправления правосудия молодыми судьями, но и усилить их профессиональную ответственность. Умения досконально изучать обстоятельства дела, принимать справедливое, законное и обоснованное решение, блюсти судейскую этику, которые закладывают судьи-наставники в кандидатов – это гарант того, что будущие молодые судьи смогут сразу включиться в работу, избегая ошибок, которые могут возникнуть из-за неопытности. От этого авторитет судебной власти только возрастет.

 

В Арбитражном суде Челябинской области согласно штатному расписанию работает 13 инспекторов, из которых 6 имеют законченное или получают высшее юридическое образование, но, к сожалению, не являются государственными служащими.

Согласно пункту 4 подраздела 3 раздела 16 Перечня должностей в аппаратах арбитражных судов Российской Федерации (Указ Президента от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы») должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на ведущую (ведущий специалист 3 разряда), старшую и младшую группу должностей (старший специалист (специалист) 1, 2, 3 разряда). Такая должность как инспектор в действующем кадровом законодательстве не предусмотрена, однако вопрос о замене должности инспектора на должность категории «Обеспечивающие специалисты» пока находится на стадии решения (в судах общей юрисдикции, а также в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде в штатном расписании должность инспектора  отсутствует). 

 

1.3. Развитие материально-технического обеспечения судебной системы.

Программой было запланировано повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17.08.1998. Для этого заработную плату судей следовало увеличить в 1,6 раза в 2002 году, а к 2006 году довести до 28 500 рублей в месяц (в ценах 2001 года). Повышение заработной платы работникам аппаратов судов должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих.

 

 

средняя заработная плата

(руб.)

 

2002 г.

 

2006 г.

 

судья

 

 

11 700 – 15 100

 

43 800 – 51 000

 

помощник судьи

 

 

5 600 – 6 500

 

8 000 – 9 400

 

секретарь судебного заседания

 

 

-

 

6 000 – 7 700

 

ведущий специалист *

 

 

3 600 – 4 400

 

5 000 – 7 300

 

инспектор

 

 

1 700 – 2 000

 

2 600 – 3 300

    * заработная плата старшего специалиста и специалиста меньше

 

В 2006 году обеспечение суда проводилось согласно требованиям Федерального Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившему в действие с 01 января 2006 г.

В течение года было проведено 10 конкурсов и 28 котировок по выполняемым работам, закупкам, услугам, тем самым было организовано бесперебойное обеспечение суда всеми материалами для осуществления работы судей, помощников и специалистов, а также бухгалтерии, информационного отдела, канцелярии и хозяйственных работ.

Все государственные служащие получили положенную по нормам форменную одежду (обувь, костюмы, блузки, рубашки, галстуки).

 

В начале 2006 года была поставлена задача – обеспечить нормальные условия для работы каждого судьи и работника аппарата. Надо сказать, что эта задача успешно выполняется. Во-первых, администрация г. Челябинска передала суду около 2 000 кв.м. нежилых помещений, теперь все семь этажей здания находятся в ведении арбитражного суда. Во-вторых, в течение года осуществлялся поэтапный ремонт помещений суда по проекту «офис судьи». Отремонтированы 1, 2, 3, 4 этажи, правое крыло 6 этажа. Сейчас в новых помещениях располагаются 5 судебных составов (34 судьи). Каждому судье выделен большой кабинет по проекту «офис судьи» (средняя площадь офиса судьи составляет 22-25 кв.м., бывший кабинет судьи составлял 10-12 кв.м.).

 

В офисе судьи можно рассматривать дела при небольшом количестве участников процесса, при этом аппарат судьи – помощник, секретарь судебного заседания, и специалист находятся, в соседнем кабинете. В отремонтированные помещения закуплена новая мебель в едином стиле. Судебные составы также располагаются единым участком.

Ремонтные работы продолжаются, в скором будущем все судьи и работники аппарата суда будут располагаться в новых отремонтированных помещениях.

Также оборудованы комнаты для ознакомления с материалами дела и комнаты для подготовки дел к сдаче в архив.

Созданы четыре зала судебных заседаний вместимостью 30-40 человек. Они оборудованы компьютерной техникой и записывающей аппаратурой для ведения аудиопротокола.

Кроме того, отремонтирован фасад здания, входная группа здания, лестничные марши центрального входа здания, завершено переоборудование двух лифтов.

На данный момент на первом этаже располагаются все службы, не осуществляющие непосредственно правосудие: канцелярия, архив, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров, финансовый отдел, справочно-информационная служба.

Организован пункт питания для работников суда и представителей сторон по делу, оборудован гардероб, место для курения, а также выделено 2 помещения для размещения судебных приставов и охраны. Открыты две туалетные комнаты для посетителей. Открыт и оборудован медицинский пункт.

Организован общий пропускной режим с учетом новейших средств охраны, оборудована система видеонаблюдения. Мы существенно ограничили доступ лиц в помещения, где располагается судейский корпус. Создание единой системы охраны и безопасности суда свело доступ посторонних лиц к судьям до минимума: допускаются только участники судебного заседания и лица, желающие присутствовать на открытом судебном заседании. Создана система пропуска в здание суда.

Также для облегчения условий работы приобретено по конкурсу 47 кондиционеров, которые уже установлены в кабинетах.

На сегодняшний день планируется отремонтировать 5-й этаж и левое крыло 6-го этажа для этого Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации выделено 7 млн. рублей. Для выполнения данных работ проведен конкурс и определена подрядная организация.

В настоящее время с руководством Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации согласовывается вопрос о переводе здания арбитражного суда в федеральную собственность в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

 

1.4. Информационное обеспечение судебной системы.

В 2002 году арбитражный суд при штатной численности 167 имел 119 компьютеров. В настоящее время Арбитражный суд Челябинской области имеет 300 компьютеров при штатной численности 276. Компьютеры, установленные на рабочих местах судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания, специалиста и инспектора оснащены правовыми программами «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс и право».

С ООО НПП «Гарант-Сервис» заключен договор на оперативное формирование базы судебных решений арбитражного суда в справочной правовой системе «Гарант».

В 2006 году был разработан и наполнен информацией официальный сайт Арбитражного суда Челябинской области, на котором можно получить информацию о структуре суда, режиме работы, пропускном режиме, правилам поведения в здании суда; сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах; данные о судебной статистике, обзоры и обобщения суда по различным категориям дел.

В 2006 году в арбитражном суде начала работу справочно-информационная служба.

 

1.5. Укрепление научного потенциала судебной власти, создание профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

В период с 2002 по 2006 год 37 судей окончили курсы по повышению квалификации на базе Академии правосудия и в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва).

В 2006 году курсы по повышению квалификации окончили:

руководитель отдела – 3, помощник судьи – 6, секретарь судебного заседания – 3.

В 2006 году в арбитражном суде начал работу институт наставничества для кандидатов на должность судьи, успешно сдавших квалификационный экзамен и получивших рекомендацию квалификационной комиссии.

 

Вывод:

В целом реализация федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия. Существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов, создана мировая юстиция, значительно возросла оплата труда судей.

 

2. О задачах по реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы.

 

Целью Программы на 2002-2006 годы было повышение эффективности и создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной власти в Российской Федерации. Следующим этапом реформирования судебной системы России, согласно Программе на 2007-2011 годы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Основными задачами Программы являются:

1.       Обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

2.       Повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

3.       Создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

4.       Обеспечение независимости судей;

5.       Повышение уровня исполнения судебных решений.

 

Пути реализации Программных задач:

 

2.1. Обеспечение открытости и прозрачности правосудия.

- реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

- формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

- определение категории дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, а по другим категориям дел исключение возможности обжалования решений судов первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, что позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качества работы судов и выносимых судебных решений.

Например: в 2006 году ФАС Уральского округа в порядке кассационного обжалования рассмотрел 2 717 дел, по которым были приняты судебные акты Арбитражным судом Челябинской области из них: по 705 делам (26%) кассационные жалобы на судебные акты арбитражного суда первой инстанции поступили, минуя апелляционную инстанцию.

Согласно данным статистического отчета Арбитражным судом Челябинской области в порядке упрощенного производства в 2005 году и первой половине 2006 года рассмотрено - 1 717 дел, из них одно решение по делу А76-50473/2005 со ссылкой на отсутствие задолженности обжаловалось в арбитражном суде апелляционной инстанции (решение оставлено без изменения). В кассационной инстанции и в порядке надзора дела, рассмотренные по правилам упрощенного производства, не пересматривались.

 

2.2. Повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел

- установление запрета на участие в рассмотрении дел адвокатов – супругов, родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда повлияет на устранение условий, способствующих коррупции в работе судов;

- осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний;

- установление обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств (с учетом положений главы 7 «Законный режим имущества супругов» Семейного кодекса РФ) повысит доверие к органам правосудия;

- введение внесудебного порядка урегулирования споров повлечет снижение судебной нагрузки (экономия бюджетных средств) и также скажется на повышении качества судебных актов<*>.

Для исследования общественного мнения в целях подготовки предложений по улучшению функционирования судебной системы в России предусматривается проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, а также проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека в целях выявления причин обращений и выработки предложений по их устранению.

Существенное повышение эффективности правосудия в арбитражных судах окажет создание «офисов судьи» и перевод зданий, занимаемых арбитражными судами из арендуемых в федеральную собственность с последующей передачей этих зданий в оперативное управление арбитражным судам.

Одним из способов повышения качества работы судей и работников аппарата судов является повышение уровня их правовой культуры и правовой грамотности. Повышению уровня правовой культуры и правовой грамотности способствует, в том числе занятие научной деятельностью (написание диссертаций, подготовка научных статей, участие в научных конференциях, семинарах, занятие преподавательской деятельностью). Однако в настоящее время отсутствуют стимулы занятия научной деятельностью. Так, например, надбавка за ученую степень «кандидат юридических наук» составляет 5% от должностного оклада. Например: помощник судьи на 01.01.2007 имеет должностной оклад 3 080 руб. х 5% = 154 рубля.

 

2.3. Создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности.

Для реализации мероприятий по обеспечению безопасности деятельности арбитражных судов предусматриваются средства в размере 125 млн. руб. на приобретение и установку стационарных и переносных металлоискателей, создание системы охранного телевидения и контроля доступа.

 

2.4. Обеспечение независимости судей.

В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы одной из целей и задач Программы обозначено: «в целях обеспечения самостоятельности судебной власти и с учетом финансирования ее потребностей только за счет средств федерального бюджета Программой предусматривается выделение средств для обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации».

В Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы указано, что «в соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей». Между тем, большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

В целях обеспечения самостоятельности судебной ветви власти предусматривается выделение средств федерального бюджета для обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

В целях обеспечения независимости судей для осуществления мероприятий по обеспечению жильем судей и работников судебной системы в рамках Программы выделяется 2672 млн. рублей, в том числе:

для судей и работников аппаратов арбитражных судов - 514,3 млн. рублей;

для судей Верховного Суда Российской Федерации - 110,7 млн. рублей;

для судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции, военных судов, а также для работников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - 2047 млн. рублей.

В целях обеспечения независимости судей и с учетом статьи 124 Конституции Российской Федерации будут обеспечены жильем 1713 судей и 1020 работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, 200 судей и 195 работников аппаратов арбитражных судов.

 

Вывод:

Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы и Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, говоря о проблеме по обеспечению жильем судей или улучшению жилищных условий, не забывают и работников аппаратов судов, но не предусматривает пути решения данной проблемы.

Программе «Развитие судебной системы Российской Федерации» на 2007-2011 года предстоит решить проблему обеспечения жильем не только судей, но работников аппаратов судов. Поскольку Федеральный закон РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ (получивший наименование «О монетизации льгот») изменил п. 3 ст. 19 Закона о статусе судей, изъяв из нее обязанность местной администрации, предоставлять нуждающимся судьям жилье, исключив сроки предоставления жилья. Из Закона о статусе судей также изъято положение о возможности выдачи судье из средств федерального бюджета беспроцентной ссуды на приобретение или строительство жилья с ее погашением при условии 10 лет его работы в должности судьи.

В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 19 Закона о статусе судей судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До настоящего времени указанный порядок Правительством Российской Федерации не определен.

Для решения проблемы обеспечения жильем судей в 2005 и 2006 году Постановлением Правительства РФ от 06.12.2005 № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах» было установлено, что ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 и 2006 годы Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом от 07.06.2006 № С1-5/УЗ-562 «О проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ».

Согласно информации официального сайта Конституционного Суда Российской Федерации (www.ksef.ru) запрос Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации включен в список дел, принятых КС РФ к рассмотрению (судья-докладчик В.Г.Ярославцев).

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект о внесении изменений в закон о статусе судей, который предусматривает два варианта предоставления жилья судьям, либо служебное жилье и по истечении 5 лет работы в должности судьи передается в собственность, либо сразу в собственность, но при условии, что, если судья будет уволен раньше 5 лет, то он должен будет возместить бюджету соответствующую сумму.

 

Проблема обеспечения жильем работников аппарата судов.

Закон о монетизации льгот существенным образом ухудшил обеспечение жильем и работников аппаратов судов изъяв положение пункта 2 статьи 5 Федерального законна «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», устанавливающей, что занимаемая судьями РФ в домах государственного и муниципального жилищных фондов площадь в случае ее освобождения предоставляется другим судьям либо работникам аппаратов судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На сайте Министерства экономического развития и торговли РФ (www3/pgz.economy.gov.ru) было размещено техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы «Подготовка рекомендаций по устранению нарушений законодательства РФ в сфере обеспечения судей, работников аппаратов судов и служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ жилыми помещениями в целях их последующего устранения для повышения эффективности расходования средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». Срок выполнения работ: с момента заключения контракта и до 01.12.2006. Стоимость работ по данной теме – 1 млн. руб.

Таким образом, Минэкономразвития РФ констатирует факт нарушения законодательства, однако согласно, оставшемуся без изменений п. 4 ст. 9 Закона РФ о статусе судей, гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Вывод:

Согласно действующему законодательству судебная ветвь государственной власти в части обеспечения жильем полностью зависит от воли исполнительной власти.

Остается только надеяться, что принятие Государственной Думой РФ внесенного законопроекта восстановит принцип разделения власти.

Но вопрос по обеспечению жильем работников аппаратов судов остается открытым.

 

Пути решения проблемы:

1. Повышение заработной платы гражданским государственным служащим – работникам аппаратов судов для возможности участия в программе по ипотечному кредитованию.

2. Приобретение жилья или улучшение жилищных условий гражданских государственных служащих – работниками аппаратов судов в рамках федеральной программы ипотечного кредитования, которая начала работать в России с 2002 года.

 

2.5. Повышение уровня исполнения судебных решений.

В целях повышения уровня принудительного исполнения судебных актов предусматривается внедрение единой информационной системы, охватывающей всю систему Федеральной службы судебных приставов и обеспечивающей ее взаимодействие с судебными органами.

 

 

<*>  Внесудебный порядок урегулирования споров.

При Южно-Уральской торгово-промышленной палате постоянно действовал Третейский экономический суд (Положение о постоянно действующем Третейском экономическом суде Южно-Уральской торгово-промышленной платы утверждено приказом Южно-Уральской торгово-промышленной палаты от 18 марта 1999 года № ОК-29).

28 января 2004 года Арбитражный суд Челябинской области и Южно-Уральская торгово-промышленная палата утвердили Положение о координационном совете. 25 июня 2004 года утверждены рекомендации Координационного совета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты и Арбитражного суда Челябинской области о порядке обращения в Третейский суд ЮУПП.

19 июня 2006 постоянно действующий Третейский экономический суд Южно-Уральской торгово-промышленной палаты вышел из Ассоциации развития третейского судопроизводства.

11 апреля 2006 года Арбитражный суд Челябинской области и Южно-Уральская торгово-промышленная палата утвердили Положение о координационном совете. Целями Совета обозначено взаимодействие по вопросам, развития современного гражданского общества в РФ на базе прочного правового фундамента в интересах его членов и, в частности, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; создания благоприятных условий для реализации третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража, реализации альтернативных способов разрешения экономических споров; содействие становлению и развитию предпринимательских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Задачами Совета определены: реализация альтернативных способов в области разрешения экономических споров; организация совместных конференций, семинаров, «круглых столов» для популяризации третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража и посредничества; подготовки и повышения квалификации третейских судей и арбитражных заседателей; а также по иным вопросам сотрудничества.

11 апреля 2006 года утверждено положение «О внесудебном урегулировании спора».

17 апреля 2006 утвержден список посредников при институте внесудебного урегулирования спора.

21 ноября 2006 года в помещении Южно-Уральской торгово-промышленной палаты состоялась пресс-конференция, посвященная развитию альтернативных способов разрешения экономических споров. Подвели итоги по проделанной работе в этом направлении и ответили на вопросы журналистов В.И. Коротенко (председатель Арбитражного суда Челябинской области),  Ф.Л. Дегтярев (президент ЮУТПП), Г.Н. Ямщиков (заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области, председатель Арбитражного суда Челябинской области в отставке) и Н.П. Петренко (член Общественной палаты Челябинской области, заместитель председателя Арбитражного суда Челябинской области в отставке).

 

 

Вывод: можно с уверенностью сказать, что Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы состоялась, большинство поставленных задач успешно реализованы, сформирована хорошая организационно-правовая и материально-техническая база судебной системы, что в свою очередь должно обеспечить повышение качества правосудия и уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, т.е. реализацию задач следующего этапа развития судебной системы.

 

 

Председатель Арбитражного суда

Челябинской области В.И.Коротенко

Создание и дизайн сайта
Lab.NET
Copyright © Арбитражный суд Челябинской области, 1999-2006.
Адрес:  454091, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Карта сайтаВерсия для печати